Как оформить землю в собственность по наследству

Как оформить землю в собственность по наследству

Наследование – право, возможность гражданина принять от умершего собственника имущество, его права/обязанности. Прием дома или земельного участка происходит в добровольном порядке и не является обязательным. Наследоприемник сам вправе решать принимать ли ему наследство или написать отказ от него.

Наследство — передача имущества, которым умерший гражданин владел на правах собственности, оно передается по завещанию или в порядке законной очереди. Если собственник при жизни составил завещание, то дальнейшее распоряжение вещами, недвижимостью, деньгами будет, происходит в четком соответствии с этим волеизъявлением. В случае отсутствия такого документа раздел наследуемого имущества проводится между людьми, пребывавшими с усопшим в родственных и супружеских связях.

Очередность наследования напрямую зависит от родственных уз между наследоприемниками и бывшим владельцем имущества. Первыми в наследственную процедуру вступают представители ближайшего круга родственников. С каждой нижестоящей очередью степень родства отдаляется. Если первая группа – супруг (га) и дети, то восьмая очередь – посторонние лица. Если к наследованию призывается первый круг приемников, то все оставленное имущество, будет распределено между претендентами поровну.

Пошаговая инструкция по приобретению наследственных прав на землю или дом:

  1. Обращение к нотариусу. Наследодатель пишет заявление о желании вступить в наследственные права.
  2. Получение справки из архива, если участок был выделен бывшему владельцу в рамках государственной программы. В кадастровом реестре нужно взять выписку, если объект был получен бывшему собственнику в рамках процедуры дарения, купли-продажи или мены.
  3. Удостоверение законности построек и других объектов на участке, доказательство факта их принадлежности усопшему. Собираются все договоры, решения суда и другие доказательные документы, которыми подтверждается правомерность перехода всех зданий на земельном участке в собственность наследоприемника;
  4. Получение технического паспорта на дом (постройку) из БТИ.
  5. Получение справки, которой подтверждается отсутствие долгов по участку, дому.
  6. Проведение экспертной оценки земельного участка и владений на нем, делается это с целью расчета государственной пошлины.
  7. Предоставление других документов по запросу нотариуса.
  8. Оплата пошлины.
  9. Получение свидетельства.

Если на участке будут находиться не узаконенные постройки, то такой надел нельзя будет принять в наследство.

Переоформление прав на наследуемый участок

Содержание

Оформление наследства на дом и земельный участок проходит по стандартной процедуре наследования. Срок передачи прав – 6 месяцев, так же как и при наследовании дома. Для оформления участка нужно обратиться в кадастровую палату либо комитет по землеустройству.

Оформить землю, полученную в собственность по наследству можно при помощи стандартного перечня документации для передачи наследственных прав. Единственное условие — нужно еще подготовить бумаги на землю:

  • выписка из кадастрового реестра;
  • выписной лист из ЕГРП;
  • документ справочного характера из ИФНС, информирующий об отсутствии задолженности;
  • судебные постановления акты, если имели место судебные разбирательства по конкретному земельному объекту.

Важно! Наследоприемник приобретает права собственности на все объекты, что находятся на земельном участке.

Вступление в права владения объектом недвижимости

Для приема в собственность земельного имущества, переданного гражданину по наследству, ему придется совершить ряд действий:

  • Подтвердить факт приема наследственных прав. Эта нотариальная процедура подачи заявления с волеизъявлением вступить в права собственности.
  • Определить место открытия наследственной процедуры и обозначить участок, где находится объект;
  • Получить Свидетельство о праве владения, в соответствии с которым проводится регистрация земли (дома).

Оценка стоимости объекта

Оценка земельного участка для нотариуса — ряд экспертиз, в рамках которых оценивается стоимость объекта. В учет принимаются сведения из кадастровых документов и первоначальная балансовая стоимость. Ценовой фактор зависит и от таких обстоятельств, как географические особенности надела, уровень развития инфраструктуры, наличие коммуникаций.

Оценка стоимости должна быть произведена еще при жизни наследодателя. Итог экспертизы – отчет с достоверными доказательными сведениями о конкретном земельном наделе. Это и технические параметры объекта, и перечень методик способных повысить эффективность его использования.

Госпошлина за право наследования

Для определения суммы госпошлины используется специальный расчет. Тариф устанавливается с учетом степени родства наследников с усопшим. Предусмотрено два варианта:

  • Для наследников первой-второй очереди действует тарификация 0.3% от общей стоимости объекта. Но сумма не может быть выше 100 000 рублей.
  • Второй вариант – тариф для всех других наследоприемников. Все претенденты 3-8 очереди вынуждены платить 0.6%. Максимальная сумма – 1 000 000 рублей.

Налог на землю

Налог на земельный участок новому владельцу будут насчитывать с момента начала наследственного процесса, а это день смерти бывшего владельца. Размер сбора определяется с учетом стоимости объекта. Оценку проводят, ориентируясь на кадастровую стоимость участка. Это экспертная услуга от специализированных компаний.

Законодательством РФ определена категория граждан, освобожденных от такого сбора.

К числу таких граждан можно отнести:

  • представителей северных и дальневосточных народностей;
  • представители тех сообществ, для которых земельный надел – способ выражения, сохранения и развития традиционного образа жизни, ведения хозяйства.

Внимание! Налог на земли сельскохозяйственного назначения будет ниже, чем на участки под строительство.

От уплаты налога на землю

Государственная регистрация прав

Дом, земельный участок – особые виды имущества, с приобретением прав на которые возникает необходимость внесения информации о правах на объект в государственный реестр. После того как будет готово Свидетельство о правах собственности на имущество, приемник должен обратиться в регистрационный орган по месту расположения участка. Тут он пишет заявление с просьбой проведения регистрации права собственности на государственном уровне.

На основании сложившейся ситуации и представленного пакета документов, государственный орган вправе:

  • Осуществить государственную регистрацию объекта. В этом случае наследоприемник получает соответствующее свидетельство;
  • Отказать в регистрации. Наиболее частые причины такого явления – неполный пакет документов, предоставление недостоверной или фальшивой информации.

Государственная регистрация объекта – окончательный этап переоформления земли или дома в процессе их наследования.

Тут описан лишь ориентировочный стандартный процесс вступления в наследственные права. В ходе наследования земли и дома возникает много нюансов. Справиться со всеми затруднительными ситуациями поможет профессиональный юрисконсульт.